Апрель

Криминальная драма "Апрель" (April) Режиссер - . В ролях - , , , , , . Россия. 2001. 95 мин. Об этом фильме говорили и писали довольно много. Рецензии были, в основном, положительные, причем не просто положительные, а прямо-таки восхищенные. Я читал и даже удивлялся... Я знал Константина Мурзенко как соавтора Максима Пежемского по сценарию к фильму , снятого Пежемским, где практически все действующие персонажи беседуют современным новорусско-блатным языком, причем в отличие от большинства других фильмов на подобную тему, их диалоги слушались вполне естественно. Однако фильм "Мама, не горюй" собой, в общем-то, ничего особенного не представлял - комедия из бандюганской жизни и только-то, - поэтому я очень удивлялся рецензиям на "Апрель", преподносившим Мурзенко чуть ли не как российского Копполу. Тем более, что это была его первая режиссерская работа. Это первый за долгие годы отечественный фильм, который, раз взявшись, невозможно не досмотреть: действительно интересно, чем дело кончится... (Васильев) "Апрель" - не только самый поэтичный криминальный фильм последних лет, но, возможно, и самый поэтичный и нежный из всего российского кинематографа за последний как минимум год... (Барабаш) Если средний уровень нашего кино, которое выше среднего, будет таким, то авось и цены на нефть волновать перестанут... (Гладильщиков) Мурзенко не обманул ожиданий прогрессивной общественности. Возможно, он закрывает криминальную тему в нашем кино, как ее закрыл по Франции Жан-Пьер Мельвиль, а в Америке - Абель Феррара... (Трофименков) И тут я понял, в чем заключается основная моя беда! За редкими исключениями, я не читаю рецензии до просмотра фильма. А зря! Потому что тогда в случае с фильмом , который я посчитал очень манерной и на редкость претенциозной пустышкой, я бы знал, что это гениальный постмодернизм, а в случае с фильмом "Апрель" я бы изначально был в курсе, что это безумно поэтичный и нежный фильм, средний уровень которого не будет волновать цены на нефть, а режиссер Мурзенко прикрыл криминальную тему в нашем кино раз и навсегда. И что экзистенциальная метафоричность обоих фильмов не снизит толерантности брутального постмодернизма концептуальных перверсий рефлексирующего режиссерского нерва. Однако, увы, мне, простому деревенскому парнишке, не понять изысков критиков, поэтому каждый фильм я смотрю с совершенно идиотской точки зрения - то есть своей собственной. И мне обычно глубоко по барабану, кто там кого брутально рефлексировал, потому что если это все плохо, то я так и говорю - плохо. А если хорошо, то, значит, хорошо. Вот такая совершенно нехитрая посконная и домотканная философия, которая, увы, никак не сочетается с рецензентским витийством. Впрочем, хватит уже вступлений, давайте перейдем к делу. Сначала, как обычно, немного о сюжете... Петр Апрель (Евгений Стычкин) - бывший воспитанник детского дома, который, видимо, от безысходности прибился к неким, как сейчас говорят, криминальным элементам. Не очень понятно, правда, чем он там занимался. Но явно не убийствами и мордобоем, потому что герой Стычкина - существо достаточно тихое и аморфное. Апрель угодил в передрягу. Каким-то образом случилось так, что все криминальные элементы бандитской группировки, в которой подвизался Петя, были повязаны янычарами (то есть доблестными органами правопорядка). Но самого Апреля почему-то не повязали. Какой вывод из всего этого может сделать братва? Только один: Апрель - иуда и предатель. А значит - мочить. Однако Петя банду не предавал. Ему, вроде как, незачем. Поэтому он идет на встречу к одному крупному авторитету Леониду Петровичу (Михаил Круг) и просит совета. Леонид Петрович объясняет Петру, что его подставили два негодяя - бандюган по имени Артур (Гоша Куценко) и бизнесмен Владимир Дергач (Денис Бургазлиев). Поэтому ты, Петя, ласково говорит Леонид Петрович, возьми-ка волыну и отправляйся валить этих падл. После этого, разумеется, с тебя все спишется, и перед братвой ты будешь чист, вот тебе моя порука. Да и еще возьми деньжат тыщ десять. Возьми, Петро, возьми. Деньги, оно не лишнее... С этими словами Леонид Петрович встает и уходит. А Петя остается сидеть на столом, на котором лежит пистолет и десять тысяч долларов. Вариантов у него, собственно, нет. Возможно, он понимает, что его подставили свои же друзья-бандюганы, чтобы заставить выполнить заказ, возможно, не понимает - это без разницы. Он должен грохнуть Артура и Дергача - и точка. Ослушания ему не простят в любом случае, независимо от того, кто и как его подставил. Поэтому Петя берет пистолет с деньгами и отправляется выполнять задание... Увы, как уже говорилось, изначально я не знал, что это самый поэтический фильм, закрывающий криминальную тему. Поэтому смотрел его с некоторым неудовольствием, которое было вызвано следующими причинами... Во-первых, очень хорошо видно, что у Мурзенко нет режиссерского опыта. В результате этого фильм распадается на сплошные киноцитаты, сделанные из кого угодно, но только не из Мурзенко. Тут вам и Тарантино, и Джармуш, и Балабанов (у которого, кстати, сам Мурзенко снялся в фильме в роли Фашиста), и Коэны, и чуть ли не Зельдович с его постмодернизмом. А это плохо. Причем я ничего не имею против киноцитат. Это даже забавно. Однако только из них фильм состоять не может. Должно быть что-то свое, личное. У Мурзенко этого ни черта нет. Только пестрое одеяло мешанины различных стилей, замешанных на его фирменных новорусских диалогах, которые некоторые критики почему-то называют феней.  Это даже рядом не феня. Это обычный полуприблатненный новояз, где нет ни слова фени, но в нем простые русские слова, такие как: "конкретно", "реально", "валить", "мужчина" и прочие приобретают новый, зачастую достаточно зловещий смысл. Только и всего. Однако именно на таком новоязе говорят и многие современные бизнесмены разных мастей, и откровенные жулики, и всякие несидевшие бандюганы. Поэтому диалоги-то, как обычно у Мурзенко, вполне достоверные. Только им здорово не хватает весьма забавного окружения, которое, судя по всему, создавал Пежемский. То, что отлично звучало в "Маме, не горюй", в окружении мурзенковских режиссерских потуг выглядит очень искусственно и, увы, скучно. Как будто нам пытаются перепеть старую игривую песенку, выдавая ее за глубоко драматическое произведение. Во-вторых, Мурзенко явно пытается сыграть на успехе типажей из "Мама, не горюй", поэтому Артура в исполнении Гоша Куценко вводит в картину as is - то есть точно таким, каким он был в фильме Пежемского. Это смотрится еще более фальшиво и натянуто. С какой стати в некую драму ("Апрель" все-таки позиционируется именно как драма) притянут за уши Артур? Оно понятно, что нет смысла переименовывать персонажа, которого играет тот же Куценко, если персонаж говорит и ведет себя точно так же, как Артур из "Мама, не горюй". Однако сделано это, на мой взгляд, совершенно напрасно. Вместо радости узнавания - горечь раздражения. Потому что нечего Артуру делать в "Апреле", нечего! В-третьих, сценаристу Мурзенко явно не хватает все того же Пежемского. Диалоги - да, узнаваемые мурзенковские. А проработка персонажей и многие сюжетные ходы - явно не удались. Причем по очень многим статьям. Любовная история Апреля с медсестрой и по совместительству проституткой Аллой (Саша Куликова) - оставляет стойкое ощущение неприятного дежавю, в котором временами вспыхивает "Три дня Кондора" на фоне "Птички на проводе" и еще нескольких сотен литературных и кинопроизведений. Если бы здесь была хоть какая-то оригинальная находка, хоть какая-то новая черточка - было бы намного лучше. Однако их нет. Просто Апрель встретил проститутку и они, ах, полюбили друг друга. Ничего более оригинального Мурзенко придумать не смог. В-четвертых, образ рефлексирующего бизнесмена Дергача - ужасен. Точнее, его можно было бы признать неплохим и относительно жизненным, если бы это все сняли лет семь-десять назад. Вот тогда - еще туда-сюда. А такой гротескный бизнесмен в 2001 году выглядит совершеннейшим анахронизмом. Нет сейчас таких бизнесменов, нет! Причем, что самое обидное, Дергача играет очень неплохой актер Денис Бургазлиев. Однако он, во-первых, совершенно не на месте, а во-вторых, ничего не может сделать с этой вычурной и неестественной ролью. А Мурзенко как режиссер ему ничего не может подсказать. Потому что сам не понимает, с какой стати Дергач написан именно так. В-пятых, все эти многочисленные камео (маленькие эпизодические роли, в которых снимаются всякие известные люди - не обязательно актеры) лично меня тоже раздражали. Певец Михаил Круг в роли авторитета Леонида Петровича, певец Сергей Мазаев в роли авторитета Феликса Павловича, Рената Литвинова в роли манерной тетки в боулинге - это, конечно, было бы забавно, если бы речь шла о весьма классном фильме, однако когда налицо вовсе не шедевр, остается странное впечатление, что все эти камео - довольно беспомощная попытка привлечь внимание к фильму, который ничем другим привлечь не может. По крайней мере, у меня создалось именно такое впечатление. Впрочем, меня вообще сильно раздражает, когда музыкантов снимают в кино. За редким исключением, из этого никогда ничего хорошего не получается. В итоге всех дел, когда пытаешься анализировать, что, собственно, Мурзенко снял, ни к какому членораздельному выводу прийти нельзя. Сценарий откровенно слабый. Очень много претензий и к сюжету как таковому, и к проработке персонажей, и к диалогам. Явно тарантиновский финал совершенно не клеится ко всему фильму. Однако там с самого начала не понятно, с какой стати этому несчастному Апрелю заказали двух жертв - прогоревшего бизнесмена Дергача и удачливого бандита Артура, - поэтому дальше весь фильм идет наперекосяк, а все эти раскольниковско-гамлетовские терзания Дергача - просто высосаны из пальца, учитывая изначально неправильные предпосылки. Ладно, хватит уже громить этот фильм, можно написать и о некоторых плюсах. Стычкин, играющий Апреля, как ни странно, очень хорош. Несмотря на все сценарные и постановочные огрехи. Просто актер хороший, ничего тут не сделаешь. Саша Куликова в роли Аллы - просто блеск. Если бы не все те же сце

Похожие статьи:

Похожие записи

 
Сайт управляется системой uCoz