Церковные праздники > АПРЕЛЬ 2009

1 АПРЕЛЯ – Великий Четверток. Воспоминания Тайной Вечери. В этот день Церковь вспоминает Тайную Вечерю Господа Иисуса Христа со Своими учениками, на которой было установлено Таинство Евхаристии – Причащения Тела и Крови Господней. Вечером в Великий Четверг за богослужением совершается последование двенадцати Евангелий . В ходе службы читаются 12 отрывков из Священного Писания, повествующие о страданиях и Крестной смерти Господа. Великий Четверг в церковной традиции – день общего причастия; именно сегодня все верующие стараются за богослужением причаститься Святых Христовых Таин. Иконы Божией Матери, именуемая «Умиление», которая явилась в Смоленске в 1103 г. На ней Богородица изображена взирающей с умилением на Младенца Иисуса, отчего и происходит название иконы. Сохранилось предание о том, что после плена в Орде молодой княжич Василий, возвращаясь домой через земли Великого княжества Литовского, встретил 15-летнюю дочь Витовта и полюбил ее. В 1389 г. великий князь московский Василий I посылает за невестой дружину. Князь Витовт благословил Софию чудной Смоленской иконой. Брак был счастлив и богат на детей. После смерти мужа княгиня взяла на себя управление государством вместе с 10-летним сыном. Ее мужество и искренние молитвы помогли жителям Москвы выстоять натиск татар. По мнению историков, сама Царица Небесная помогла жителям города отбиться от захватчиков. В 1456 г. великий князь московский Василий II отпустил святыни в Смоленск, сделав с них копии, в том числе и с иконы «Умиление» Крестным ходом с молебном проводили иконы жители Москвы до Савина монастыря. На этом месте в Москве (1524 г.) в память присоединения Смоленская к Москве был построен знаменитый Новодевечий монастырь, где и были установлены копии чудотворных икон. В святцах дня также имена мучеников Хрисанфа и Дарии – молодых супругов-христиан, которые по обоюдному согласию решили вести девственную жизнь. Узнав об этом, они были отданы язычниками на мучения. Дарию отвели в блудилище, но там ее охранял посланный Богом лев. Хрисанфа бросили в смрадную яму, но она вдруг наполнилась благоуханиями. Тогда святых угодников после истязаний закопали в землю. Было это в конце III века. 2 АПРЕЛЯ – Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. В Великую Пятницу Литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские Часы. Вечерня совершается в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте, в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его. На вечерне священнослужители поднимают Плащаницу (то есть изображение Христа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма для поклонения. Вечером в этот день совершается Чин погребения Спасителя . Память св. мученицы Фотины, самарянки. Св. Фотина была той самой самарянкой, с которой Господь Иисус Христос беседовал у колодца Иаковлева (Евангелие от Иоанна, глава 4). Она стала ученицей Господа и проповедовала Евангелие в различных странах. Пострадала во времена императора Нерона, гонителя христианства. Святая исцеляет разные болезни, помогает страдающим лихорадкой. 3 АПРЕЛЯ – В Великую субботу Св.Церковь вспоминает погребение Иисуса Христа, сошествие Его во ад, пребывание на престоле с Отцом и Духом — и предвещает будущее Воскресение Христово. Совершается Литургия Василия Великого , во время ее священники переменяют темные облачения на светлые. Вместо Херувимской, призывающей к уподоблению ангелам через полное отрешение от земного, поется умилительная песнь «Да молчит всякая плоть человеча», в величавом и строгом тексте которой верующим напоминается, какою ценою куплено их безсмертие. Особым знамением значимости Великой Субботы является ежегодное чудесное возгорание благодатного огня в пещере Гроба Господня в Иерусалимском Воскресенском храме, происходящее в этот день. В Великую Субботу, под светлое Христово Воскресение в Иерусалиме на святой Гроб Господень сходит благодатный огонь. Это явное чудо повторяется в течение многих веков, с глубокой древности и является живым исполнением обетования Спасителя, данного Его ученикам после Воскресения: «И се, Аз с вами есмь во все дни до скончания века». Днем во всех храмах освящаются куличи, крашеные яйца, пасхи, мясо — все, что украсит затем изобильный пасхальный праздничный стол. В ночь на Пасху в храме читаются Деяния апостолов — вся книга должна быть прочитана до 10-го часа вечера. Затем зажигаются все паникадила и ударяют в колокол. Близится Память прп. Серафима Вырицкого (1949 г.). Время старческого служения вырицкого подвижника пришлось на период кровавого богоборчества, Великой Отечественной войны, послевоенной разрухи и возрождения. И все эти годы иеросхимонах Серафим Вырицкий самой своей жизнью свидетельствовал о Христе. Находившийся почти 20 лет на одре тяжелой болезни старец порой принимал за день сотни посетителей, приводя к спасению неисчислимое количество душ. Многие из деяний св. Серафима Вырицкого ознаменованы явными чудотворениям, чему имеются очевидцы его подвигов. На его могилку в Вырице и ныне приходят православные, получая помощь в своих нуждах. Нет богослужения более светлого и радостного, чем Православная Пасха. Говорят, что Пасхальная ночь — самая безмолвная и тихая ночь в году. Служба на Пасху начинается крестным ходом вокруг храма, с зажженными свечами в руках всех собравшихся и с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесех: и нас на земли сподоби (удостой) чистым сердцем Тебе славити». Этот крестный ход напоминает шествие мироносиц ранним утром ко Гробу Спасителя для помазания Его пречистого Тела. Обойдя храм, крестный ход останавливается перед затворенными главными дверями, и священник начинает утреню возгласом: «Слава Святей, единосущней, животворящей и нераздельной Троице». Затем, подобно Ангелу, возвестившему мироносицам о Воскресении Христа, трижды поет, вместе с другими священнослужителями тропарь Пасхи «Христос Воскресе из мертвых». Все входят в распахнутые двери храма и после радостных слов священника «Христос Воскресе!», — ликуя, отвечают «Воистину Воскресе!». В эту ночь в пасхальном целовании и приветном благовестии сердца людей открываются ликованию любви. Сщмч. Василия, пресвитера Анкирского. Мц. Дросиды. Прп. Исаакия Далматского.   – Светлая седмица – сплошная. Понедельник Светлой Седмицы. Торжественное празднование Пасхи продолжается всю седмицу (неделю), она называется пасхальной или светлой. 6 АПРЕЛЯ – Вторник Светлой седмицы. Празднование Иверской иконы Божией Матери. Свт. Артемия, епископа Солунского. 7 АПРЕЛЯ – который установлен в память явления Пресвятой Деве Марии благовестника таин Божиих - архангела Гавриила, который принес Ей радостную весть о грядущем чудесном рождении от Нее Сына Божия, Спасителя мира. 8 АПРЕЛЯ - Собор Архангела Гавриила. 9 АПРЕЛЯ – Пятница Светлой седмицы . Чествование иконы Божией Матери «Живоносный Источник» . Икона была написана в память открытия императором Львом в 450 г. близ Константинополя чудотворного водного источника, подававшего исцеления страждущим. В этот день в храмах совершаются водосвятные молебны, крестные ходы на водные источники: Церковь прославляет Богородицу как нашу Заступницу и Ходатаицу, Чьим предстательством совершаются в мире многие дивные благодатные чудеса. В этот же день - память святых мучеников Мануила и Феодосия, пострадавших за веру во Христа в 304 году. Видя, как язычники ежедневно предавали смерти христиан, они уверовали в Бога и решились также пойти на мучения за веру. Правитель, перед которым они объявили себя христианами, был поражен их мужеством, и, заключив в темницу, поручил страже зорко охранять их. Несколько дней мученики пребывали в темнице, затем их предали жестоким страданиям, но ничто не могло заставить святых отречься от веры в Единого Истинного Бога. После многих мучений страдальцы были по повелению правителя обезглавлены. 10 АПРЕЛЯ – Суббота Светлой седмицы . Раздача Артоса . Слово «артос» переводится с греческого как «квасной хлеб». Употребление артоса начинается с самого начала христианства. Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. Освящается артос в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. Аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя на всю Светлую седмицу. По окончании Литургий с ним торжественно совершаются крестные ходы вокруг храма. В субботу Светлой седмицы артос раздробляется и в конце Литургии (при целовании креста) раздается народу. Частицы освященного хлеба, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе! Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского. 11 АПРЕЛЯ Антипасха. Неделя 2-я по Пасхе , апостола Фомы . 2-я неделя по Пасхе носит название Антипасхи, как окончание торжества Светлой седмицы и означающее «вместо Пасхи», иначе ее называют обновлением Пасхи. В этот день воспоминается явление Христа ученикам, среди которых был и ап. Фома, не хотевший верить воскресению Господа, пока сам не увидит Воскресшего. Давши уверение Фоме осязанием Своих ран, Господь изрек: «Блаженны не видевшие и веровавшие». В этот же день - Прп. Иоанна Пустынника. 12 АПРЕЛЯ - Память святителя Софрония. Свт. Софроний (в миру Стефан Кристалевский) родился в 1703 г. на Украине. Был настоятелем в Петербургской Александро-Невской лавре в сане архимандрита. В 1753 г. назначен епископом Иркутским, где и скончался в 1771 году. В 70-х годах прошлого столетия нетленное благоуханное тело святителя было вторично открыто. Исцеляет различные болезни. – РАДОНИЦА. Поминовение усопших . Радоницей называют пасхальное поминовение усопших, совершаемое во вторник второй седмицы по Пасхе. Церковь призывает нас, следуя примеру Господа, возвестить радость Светлого Христова Воскресения всем от века усопшим. Именнон на Радоницу совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. 14 АПРЕЛЯ  - память преподобной Марии Египетской (см. 21 марта).   память прп. Тита чудотворца . 16 АПРЕЛЯ - празднование иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет» . На этой иконе Пресвятая Богородица держит Своего Божественного Сына на правой руке, а в левой — цветок белой лилии. Этот цветок символически изображает собой неувядаемый цвет девства и непорочности Пречистой Девы, Которую Церковь так и именует: «Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты». Список чудотворной иконы находится в московском Алексеевском монастыре. 17 АПРЕЛЯ - память прп. Иосифа Многоболезненного . 18 АПРЕЛЯ – Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц . В этот воскресный день Церковь вспоминает святых жен-мироносиц – преданных учениц Господа при Его жизни, которые первыми приняли весть о Светлом Христовом Воскресении: Марию Магдалину, Сусанну и иных. Поэтому Неделю жен-мироносиц также именуют православным женским днем. Вместе со святыми женами-мироносицами в этот день мы вспоминаем праведных Иосифа и Никодима , послуживших при погребении Христа, а впоследствии – проповедовавших в своем отечестве о Воскресшем Господе, претерпев много гонений от иудеев. В этот же день – перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея Руси (1652). Первый патриарх Московский был исключительной личностью. Он снискал горячую любовь народа, строго соблюдал церковный Устав, ежедневно совершал Божественную литургию, читал наизусть Евангелие, Псалтырь и Апостол. По благословению Патриарха Иова утверждалось Православие на русском Севере, в Сибири, основывались новые монастыри. В январе 1605 г. Патриарх Иов предал анафеме самозванца Григория Отрепьева. Весной того же годы в

Похожие статьи:

Похожие записи

 
Сайт управляется системой uCoz